Nataliya Grebenschikova (grebenschikova) wrote,
Nataliya Grebenschikova
grebenschikova

Categories:

Feldman Family Museum на Стальной Грани.

По многочисленным просьбам наших посетителей на осенней Стальной Грани можно будет увидеть знаменитую Шпагу-Змею :)



Склонные к аллегориям поэты часто сравнивают длинный клинок с телом змеи.
Однако когда оружие действительно очень напоминает ядовитую рептилию – это исключительная редкость.
Речь идет об уникальной испанской подарочной «шпаге-змее», которая была изготовлена знаменитыми мастерами из города Толедо в середине XIX века.
В настоящее этот шедевр оружейного искусства является одной из «жемчужин» Feldman Family Museum.
Трудно поверить, но перед нами вовсе не змея. Вернее, это змея с большим-большим секретом.
В серебряных ножнах, выполненных в форме свернувшейся в кольцо гадюки, прячется необыкновенно гибкий стальной двулезвийный клинок длиной 81 см, украшенный красивым растительным орнаментом.
С одной стороны клинка среди орнамента нанесена надпись «Fca de Toledo 1846», а с другой – изображен испанский герб и надпись «Acargo del Cuerno de artilleria». Серебряная рукоять шпаги выполнена в виде передней части туловища и головы змеи с глазами-вставками из розового стекла. В нижней части рукояти вмонтирована пружинная защелка, фиксирующая клинок в ножнах. Диаметр кольца ножен составляет 35-36,5 см.
Шпага хранится в деревянном футляре, обтянутом снаружи кожей, а внутри бархатом темно-малинового цвета. Сверху на крышке выдавлена золотом герцогская корона. На бархате крышки золотом нанесена надпись «MEDAILLE POR 1878 LAMARCHE VINIT Ate I. CEW, Succr II, Boul. de la Madeleine PARIS». Судя по всему, этот футляр был изготовлен позднее во Франции взамен утраченного или сломанного.
По мнению экспертов, «шпага-змея» была изготовлена мастерами Толедской артиллерийской фабрики по специальному заказу для вручения в качестве памятного подарка высокопоставленному лицу, возможно военному. Это не боевое оружие, а образцовое изделие, наглядное доказательство наивысшего уровня мастерства в своей профессии. Иначе говоря, «шпага-змея» является шедевром во всех смыслах этого слова. Сворачивающийся в кольцо исключительно гибкий клинок должен был напоминать и заказчику, и одариваемому лицу о легендарных толедских шпажных клинках XVI – первой половины XVII века, продававшихся в оружейных лавках, будучи свернутыми в кольцо.
Безусловно, «шпага-змея» относится к уникальным произведениям оружейного искусства, имеющим исключительную историко-культурную ценность. Авторитетные специалисты, проводившие экспертизу этого оружейного памятника, не смогли найти прямые европейские аналоги ни в музейных собраниях, ни в частных коллекциях, ни в специальной литературе. Остается открытым вопрос о том, каким образом испанским мастерам удавалось добиться такой феноменальной гибкости клинка. Подобные клинки встречались только на Востоке, где воины могли сворачивать их вокруг своей талии. Для применения столь экзотического оружия в бою требовались особые навыки и большая сноровка.
Известно, например, что такое оружие охотно использовали легендарные ассасины. Во второй половине XI века халиф Египта Мустансир по одному ему ведомым причинам лишил своего старшего сына Низара права на наследование престола, а затем повелел его умертвить. Имя мученика Низара стало священным знаменем созданной в 1090 году террористической секты «горных шейхов». Первый «горный шейх» – бежавший из Египта сподвижник Низара Хасан ибн Саббах, захватив в горах северо-западного Ирана замок Аламут, стал вербовать всех недовольных в свою тайную армию «скрытого имама» из династии Низаритов. Впоследствии «горные шейхи», укрывшись в неприступных замках, рассылали послушных им террористов-смертников во все исламские земли, навязывая страхом неминуемой смерти свою волю феодальным властителям. Увлекавшихся курением гашиша террористов называли «хашашинами», что и дало повод впоследствии европейцам называть этих убийц «ассасинами».
Излюбленным оружием ассасинов был отточенный как бритва и упругий как пружина меч, который был столь тонок, что легко оборачивался вокруг талии. В таком свернутом состоянии меч легко мог быть скрыт под халатом или бурнусом. Эти мечи ассасинов и послужили поводом для слухов о том, что на Востоке можно встретить боевые клинки, настолько гибкие, что их можно согнуть в кольцо. Сразу же после покорения Иерусалима крестоносцами, в разгар сражений за приморские крепости, «горные шейхи» создали в Сирии целое независимое княжество с центром в замке Масиаф, на стратегической дороге в порт Тартус. Ассасины, послушные приказам «горных шейхов», угрозами и кровью поддерживали боевой дух гарнизонов крепостей, преградивших крестоносцам путь в плодородные долины центральной Сирии. Кроме того, десятки, если не сотни ассасинов, со скрытыми под лохмотьями погонщиков мечами-бритвами, сопровождали обозы крестоносцев, выбирая свои жертвы.

http://www.feldmanmuseum.org/ru/glavnaya/

Tags: музеи, ножевое шоу Стальная Грань, позитив, шпага
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments