Nataliya Grebenschikova (grebenschikova) wrote,
Nataliya Grebenschikova
grebenschikova

Про Крещатик.

Не знала всего...Оставлю здесь. Может, еще кому-то интересно будет.

"Крещатик - одна из самых коротких в мире центральных магист­ралей – около 1200 метров в длину, и существует как улица всего около 200 лет.
Впрочем, местность, на которой расположен Крещатик, ведет свою историю с незапамятных времен. Сегодня, пожалуй, трудно представить, что территория цен­тральной столичной магистрали в течение многих столетий была не чем иным, как… обычным пригородом! Тут не было никаких строений, а здешние леса были обильно населены дикими зверями и птицами. У киевлян это было любимое место охоты. Охотились здесь с помощью развешивания поперечных сетей, в которые за­гоняли добычу. Такие сети назывались перевесами, в силу чего саму местность стали звать Перевесище – именно под таким названием ее упоминает киевский ле­тописец середины Х века.
В более поздние времена территорию современного Крещатика пересекали важные транспортные артерии, соединявшие Подол и Верхний город – с Печер­ском и Лаврой. Видимо, тогда же эта местность начала терять статус охотничьих угодий. Кроме того, начиная с XVII столетия, на холмах возле нынешнего Креща­тика появились казацкие хутора, жители которых занимались, с разрешения город­ских властей, производством водки. Местность понемногу осваивалась, но до ее оформления как улицы, тем более – главной улицы города, было еще очень далеко.
Любопытный факт: до середины XIX века Крещатиком именовалась мест­ность близ Днепра на Подоле, где, согласно древним летописям, знаменитый киев­ский князь Владимир в 988 году крестил 12 своих сыновей. Это и дало название местности: здесь появилась Крещатая площадь (ныне – Почтовая), Крещатый ру­чей, Крещатикский спуск. Пристань также именовалась Крещатикской… Кстати, по сей день улица, идущая от Почтовой площади вдоль набережной Днепра, назы­вается Набережно-Крещатикской.
Со временем на карте города возникла и Крещатикская долина – такое назва­ние получила местность от нынешней Европейской площади до Майдана Незалеж­ности.
Первая постройка в Крещатикской долине появилась в 1797 году – это был двухэтажный каменный дом помещика Ануфрия Головинского, находившийся на месте нынешнего Главпочтамта. А спустя восемь лет там, где нынче расположен Украинский дом на Европейской площади, возвели здание Первого городского те­атра. Улицу, которая начала здесь складываться, киевляне стали называть Теат­ральной.
В середине XIX века начинается сплошная застройка этой новой улицы. Тогда же обветшавшее здание театра разобрали, и название улицы – Театральная, поте­ряло актуальность. Решением городских властей в 1869 году новую городскую ар­терию, развивавшуюся в сторону Бессарабки, назвали Крещатик. Тем более, что сходные названия на Подоле исчезли: на Крещатикской площади построили Поч­товую станцию, и площадь получила наименование Почтовой, а Крещатикский спуск засыпали, заменив его современным Владимирским спуском… Так нынеш­ний Крещатик обрел свое название, впоследствии ставшее легендарным.
Интересно, что Крещатик, который только строился, сразу был отнесен город­скими властями к 1-му (высшему) разряду улиц – он с самого начала планировался как новый центр города. Тому способствовала необычайная выгодность географи­ческого положения: на перекрестье трех основных районов Киева, и куда ни держи путь, все равно будешь ехать через Крещатик.
А когда в 1876 году на эту новомодную улицу переехала с Подола городская дума, центр Киева окончательно закрепился именно здесь – и фактически, и юри­дически.
Для Крещатика проектировали здания замечательные зодчие: Александр Шилле, Владислав Городецкий, Георгий Шлейфер, Александр Беретти, Павел Ан­дреев, академики архитектуры Владимир Николаев, Леонтий Бенуа и Федор Лид­валь. Здесь разместились киевские филиалы ведущих банков – Санкт-Петербург­ского, Волжско-Камского, Московского, Русского для внешней торговли и других. На Крещатике открылись самые фешенебельные отели – «Европейская гостиница», «Гранд-Отель», «Бель-Вью», «Отель де Франс», «Националь», «Английская гости­ница» и прочие.
Главная торговля также была сосредоточена на Крещатике – сюда перебра­лись наиболее известные торговые заведения Печерска и Подола. Знаменитый гур­ман герцог Монпансье с удовольствием вспоминал, как в мае 1883 года он купил на Крещатике «несколько пудов киевского варенья».
На центральной улице города находилось множество театров, с полдюжины кинотеатров, две музыкальные школы, а также известная рисовальная школа Нико­лая Мурашко, в которой учился знаменитый художник-авангардист Казимир Ма­левич – автор «Черного квадрата». На Крещатике работали несколько знаменитых фотоателье, в том числе ателье Генриха Лазовского – почетного члена Парижской академии, награжденного ее Большой Золотой медалью, а также ателье Франца де Мезера, завоевавшего высшие награды на фотовыставках во Флоренции, Мадриде и Брюсселе. Все киевские новинки – первый в городе телефон, первая картинная галерея, первый крытый рынок и многое другое – также появились на Крещатике.
Первая мировая война и период борьбы за независимость в 1917-1920 гг. практически не отразились на Крещатике. В советские времена главную магист­раль города попытались переименовать – ей присвоили имя дипломата Вацлава Воровского, убитого в Швейцарии. Однако эта новация не прижилась. Городские власти вынуждены были отказаться от непопулярного переименования и вернуть главной улице города ее исконное название.
В середине 1930-х годов, когда Киев стал столицей УССР, центральная ма­гистраль города подверглась модернизации. С Крещатика сняли трамвайную ли­нию, заменив шумный трамвай – троллейбусом. Тогда же на углу ул. Ленина (Б. Хмельницкого) был возведен новый универмаг (старый 4-этажный универмаг, «об­разцовый», находился на противоположной стороне – на углу Лютеранской).
Вторая мировая война стала настоящей катастрофой для прославленной улицы. В сентябре 1941-го в результате серии взрывов Крещатик перестал сущест­вовать. От прежней застройки уцелел всего один квартал – между ул. Б. Хмельниц­кого и бульваром Т. Шевченко, а также несколько домов в самом начале улицы, по четной ее стороне.
В июне 1944 года был объявлен конкурс на создание лучшего проекта рекон­струкции главной улицы Киева. В результате появился нынешний Крещатик, по­строенный по проекту группы зодчих под руководством академика архитектуры Александра Власова. Улицу расширили вдвое (до 100 м), возвели многоэтажные жилые и административные здания, а также здание городской мэрии. Левая часть улицы решена в виде бульвара.
В ноябре 1951-го на Крещатике появился первый в Украине телецентр, а в на­чале 1954-го – один из первых в мире кинотеатров стереоскопических фильмов с проекцией на большой экран. Осенью 1960 года на главной магистрали города от­крылась одна из первых в Украине станций метрополитена – «Крещатик». Во вто­рой половине 1990-х центральная столичная улица по выходным дням стала пеше­ходной." (Станислав Цалик)

Tags: история
Subscribe

  • Эти женщины

    И эти автомобили)))))

  • Mood

    Надо будет как-нибудь посмотреть "Александра" Пока, любимый кадр из "перерыва"

  • Перерыв

    Немного позитива в Ленту))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Эти женщины

    И эти автомобили)))))

  • Mood

    Надо будет как-нибудь посмотреть "Александра" Пока, любимый кадр из "перерыва"

  • Перерыв

    Немного позитива в Ленту))